Главная > Городские новости > Директор Детской художественной школы Галина Пилипенко: «Рисуйте! Это так здорово!»

Директор Детской художественной школы Галина Пилипенко: «Рисуйте! Это так здорово!»


16.05.2018. Разместил: meria
В мае учреждение дополнительного образования Магадана отмечает 50-летний юбилей
За это время полный курс образовательных программ освоили более 1800 человек, которые научились не только видеть прекрасное, но и его создавать.
Когда находишься в небольшом здании ДХШ, сама атмосфера вызывает желание взять в руки кисть, краски и начать творить. Все это благодаря стараниям талантливого, увлеченного коллектива и его руководителя Галины Николаевны Пилипенко. В интервью корреспонденту газеты «Вечерний Магадан» Елене Кухтиной директор художественной школы рассказала о том, как менялась школа за эти годы, что она представляет из себя сегодня, когда стоит отдавать ребенка в художественную школу, и можно ли научиться такому направлению в искусстве, как сюрреализм.
«Детская художественная школа» была открыта на базе художественного класса при Магаданской детской музыкальной школе в целях эстетического воспитания детей. Своим рождением она обязана инициативе Магаданского отделения Союза художников РСФСР.
С 1968 до 1974 года художественная школа располагалась в клубе «Металлист», затем была переведена в специально спроектированное для школы помещение жилого здания на проспекте К. Маркса, 4. В 1998 году Детская художественная школа переехала в уютное двухэтажное здание в самом центре города на проспект Карла Маркса, 72.
Первый выпуск учащихся состоялся в 1971 году. Тогда свидетельства об окончании школы получили всего 9 выпускников.
Долгие годы школу возглавляла Заслуженный работник культуры Людмила Сергеевна Троян. С 1999 года директором школы является Почетный работник культуры города Магадана, Почетный работник культуры Магаданской области Галина Николаевна Пилипенко.
– Галина Николаевна, как менялась Детская художественная школа за время вашего руководства?
– Сначала мы с коллегами решили, что одного художественного отделения для нашей школы мало. Хотелось развиваться. Тем более, что появились такие интересные на тот период новшества, как компьютерная техника. Я написала заявку на целевую программу «Дети Севера». Мы ее выиграли и получили первые 3 компьютера. В дальнейшем мы расширяли компьютерный парк и в 2002 году открыли отделение «Компьютерная графика». Потом мы подумали и решили, что наша художественная школа просто жить не может без отделения дизайна. Была создана учебная программа, и с 2004 года у нас работает отделение «Декоративно-прикладное искусство и дизайн».
Кроме того, с 2005 года мы начали оказывать платные образовательные услуги досугового характера. У нас появилась художественная студия «Радуга» для детей дошкольного и младшего школьного возраста, творческое объединение «Палитра» для детей чуть постарше. Потом мы добавили дополнительную услугу развития творческих навыков для детей старшего школьного возраста – «Арт студия».
Для взрослых мы открыли художественную студию «Коллаж». Причем взрослых приходит достаточно много. Я отношусь к ним с большим уважением, потому что это очень увлеченные люди, у которых есть иной интерес в жизни, нежели какие-то бытовые нужды. Они не просто понимают красоту, но еще и находят время и средства, чтобы научиться эту красоту создавать.
– Сколько человек занимается в художественной школе?
– На сегодняшний день у нас в школе занимается 365 детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в области изобразительного искусства. И порядка 500 человек в год приходят к нам за дополнительными платными услугами. Понятно, что это не постоянный контингент. Например, в их числе есть детки, которые пришли, пару месяцев походили, а потом занялись чем-нибудь другим. Но в тот момент, когда они хотели рисовать, у них была такая возможность. И они получили эти знания, навыки, этот опыт в жизни. А это очень важно. Хочу отметить, что в нашей маленькой школе режим работы каждой аудитории расписан не по часам, а по минутам. Когда я начинала свою деятельность как директор, то понимала, что такое замечательное здание не должно пустовать ни минуты. Вот оно и не пустует.
– Что представляет из себя Детская художественная школа сегодня?
– Детская художественная школа в настоящее время реализует дополнительные общеобразовательные программы: предпрофессиональную в области изобразительного искусства «Живопись» и общеразвивающую.
Предпрофессиональная программа направлена на детей, которые планируют свою дальнейшую профессиональную жизнь в сфере изобразительного искусства и культуры. У нее очень серьезная учебная нагрузка и длительный срок освоения – 5 лет для детей с 12 лет, и 8 лет для детей с 8 лет. В общей сложности у ребят 12,5 часов аудиторных занятий 4 раза в неделю, плюс обязательный объем домашнего задания.
В этом году у нас первый выпуск учащихся, освоивших полный курс этой программы. Нужно сказать, что подошли к нему ребята с великолепными результатами. Они неоднократно получали стипендии мэра города Магадана и правительства Магаданской области, премии национального проекта «Образование» и «Молодые дарования». 6 человек из этой группы участвовали в работе образовательного центра «Сириус». В общем, их достижения можно перечислять очень долго.
Название общеразвивающей программы говорит само за себя. Срок обучения – 4 года. Занятия проходят 2 раза в неделю, и у ребят нет домашнего задания.
Но это творческое развитие именно в изобразительной деятельности. Если предпрофессиональная программа реализуется только на отделении «Художественное», то общеразвивающие программы реализуются на всех отделениях нашей школы.
– А по какой программе занимается больше детей?
– Про предпрофессиональной программе мы обучаем 140 детей, по общеразвивающей программе – 225. Казалось бы, мало «предпрофессионалов». Но с другой стороны, это те 140 детей, которые очень мотивированы. Они умеют соединить нагрузку и общеобразовательной, и нашей школы. И более того, единицы из них еще успевают заниматься гимнастикой и музыкой.
Ребята, которые занимаются по общеразвивающей программе, у них более широкий спектр занятий. Помимо нашего учреждения, они еще и поют, и танцуют, я с радостью вижу их на отчетных концертах своих коллег.
– Ожидать ли каких-то новшеств в работе Детской художественной школы?
– Конечно! Например, у нас появится «рисование песком». Мы написали заявку и по целевой программе получили специальные столы для этого вида творчества. Наш преподаватель уже разработала программу. Так что скоро можно будет прийти к нам учиться и этому.
– Все дети рисуют, кто-то лучше, кто-то хуже. Как понять родителям, что ребенка нужно брать за руку и вести в художественную школу, потому что у него талант?
– Когда он хочет этим заниматься, тогда его надо брать и вести. Очень грустно, когда ребенок не хочет, и его тащат силком. Хочется призвать родителей более тонко подходить к желаниям детей заниматься тем или иным видом искусства. Потому что, народная мудрость: «насильно мил не будешь» здесь, как нельзя точно, подходит.
Бывает, что ребенок одарен от природы, но ему это не интересно. Он ходит, учится, потому что этого хочет мама. А мама хочет, потому что она в свое время мечтала рисовать, но не реализовалась. Такие истории, к сожалению, случаются довольно часто.
– Отличаются ли сегодняшние ученики от тех, которые были, когда вы пришли работать в художественную школу?
– Да, отличаются. С ними стало интереснее работать в том плане, что они ничего не принимают за догму. Если ты им что-то пытаешься сказать, то должен быть готов к тому, что нужно это не просто объяснить, но еще и доказать. Здесь уже все зависит от профессионализма. Это дает преподавателю мотивацию к тому, чтобы развиваться дальше, потому что на веру ребенок ничего не воспримет.
– А можно научиться у вас такому направлению в искусстве как сюрреализм?
– Этому нельзя научить. Это личностное свойство человека. И оно либо есть, либо его нет. Один любит, когда у него цвета перемешиваются, переливаются, и ему не важно, как зритель к этому отнесется. Он получает удовольствие именно от того, насколько это красиво в цвете. Как этот цвет гармонично «сидит» в листе. А другой упивается от того, что он фотографически передает реальную жизнь. Это свойство человека, которому нельзя научить. Более того, этому учить вредно.
Я всегда говорю ребятам, что Кандинский и Малевич со своими геометрическими формами и черными квадратами, прежде чем они это сделали, прошли реальное искусство, получили определенную «базу». А сделали они именно так, потому что их не удовлетворяло то, что они умеют изображать реально.
Поэтому, на вопрос: «Почему ты так рисуешь?», по-прежнему, ответ один: «Я так вижу».
– Какой совет вы бы хотели дать начинающим художникам?
– Рисуйте! Потому что рисовать – это так здорово! Это такое удовольствие!


Вернуться назад